Иордания пешком, на машине и на велосипеде

Я четыре раза отправлялась в самостоятельные путешествия по Иордании, и каждое из них абсолютно разное. Я перепробовала весь возможный транспорт, была там пешком, на машине, на велосипеде

В Иорданию через Израиль

В первый раз путешествовала с друзьями, наш маршрут частично захватывал Израиль.

Разработка маршрута путешествия всегда сводится к поиску на чем и как сэкономить. В #Израиль более дешевые перелеты, но поездка через него в Иорданию — не самый приятный опыт. Когда прилетаешь в Израиль, быстро и легко попадаешь в страну, потом из Израиля свободно выпускают в Иорданию, из Иордании обратно приезжаешь в Израиль… А вот выехать из Израиля, побывав в Иордании, уже становится сложно. Приходится доказывать, что ты не преступник. Иногда это занимает большое количество времени в аэропорту, и многие туристы с этим сталкивались. Я два раза путешествовала в Иорданию таким способом. Первый раз – в компании друзей, нас было семь человек, мы впервые путешествовали по Иордании, поэтому пограничный контроль прошел более-менее быстро. Во второй раз основная компания приезжала в Акабу, а я оказалась единственной женщиной, поехавшей в Иорданию через Израиль. У пограничников возникло очень много вопросов. Но рейс задержали на четыре часа не только из-за меня. Посмотрев на часы и увидев, что мы уже три часа как должны вылететь, начала волноваться, но всё прошло нормально, самолет всех дождался, и все улетели. Эти четыре часа были потрачены не только на меня, проверяли всех. Но когда стоишь в толпе, и видишь, как дотошно всех проверяют… Многие начинают нервничать. Наверное, на этом и пытаются подловить, создать стрессовую ситуацию, нагнетают обстановку и задают разные каверзные вопросы. Но это Израиль, это не #Иордания. В Иордании всё просто.

Мертвое море и каньоны

В тот первый раз мы отправились в самостоятельное путешествие по Иордании на машине. Туристическая поездка включала пешеходные маршруты, #треккинг, #каньонинг и купание в Мёртвом море.

В Иордании, как и в Израиле, есть несколько оборудованных пляжей, где можно зайти в воду, искупаться и потом помыться пресной водой. Стоит это удовольствие в Иордании 20 динар. Мы не ходили на оборудованные пляжи, а сделали проще — просто спустились к морю в том месте, где начинается каньон, искупались, а потом отправились на экскурсию по каньону. В каньоне тёплая вода и мы смогли смыть с себя соль Мертвого моря, так как после купания в Мертвом море кожа становится как будто масляная.

Петра

Туристы едут в Иорданию для того, чтобы увидеть легендарную Петру. Но на протяжении трех поездок она проходила мимо меня. Во время самостоятельного путешествия по Иордании на велосипедах мы поставили цель: добраться до Петры. Обычно в Петру едут на автобусе или такси, а мы сели в аэропорту на велосипеды и поехали в #велотур по Иордании. Таким образом во время своей четвёртой турпоездки я увидела то, что обычно туристы пытаются посетить во время первого путешествия.

Я достаточно искушённый путешественник, но #Петра всё равно меня впечатлила. Мы провели в Петре только один день, но думаю, что там можно потратить два-три дня, чтобы обойти дальние закоулки и увидеть что-то очень интересное.

Мы были на экскурсии в Петре в середине февраля, и это оказалось комфортное время. Туристический сезон начинается в марте, но весной там становится сильно жарко. Нет возможности укрыться от жары, нет воды… вернее, вода есть, её можно купить, но её всё равно нужно носить с собой.

Вади Рам и фестиваль Jordan women

Во второй раз я поехала в Иорданию на женский скалолазный фестиваль в пустыне Вади Рам. Пустыня Вади Рам мне настолько понравилась, что через полгода захотелось вернуться. Это стало третьим визитом в Иорданию.

Фестиваль Jordan Women проходил неделю, его формат оказался похожим на то, когда просто приезжаешь в #горы. С горами, как и с людьми, надо сначала познакомиться. Первые несколько дней полазать так называемые спортивные маршруты. Это оборудованные скалолазные дорожки, где не приходится организовывать самостоятельные страховочные точки. Нужны только верёвка и оттяжки. Не задумываясь о страховочных элементах, получается познакомиться с новым рельефом, со скалами, вспомнить, как лазать на «живом» рельефе после тренировок на скалодроме. И только после этого стоит выходить на маршруты подлиннее. То есть, первые дни — это маршруты, скажем, до пятидесяти метров, а потом уже более продолжительные, в несколько верёвок.

Лазить в Вади Раме интересно. Скалы в горах чаще всего из гранита, известняка или доломитовых пород, а в Вади Рам – песчаник. Это такая порода, у которой хорошее трение, но при этом она не очень прочная. Поэтому лезть приходится с осторожностью, иногда кусок скалы может остаться в руках. С другой стороны, порода настолько мягкая, что можно выскрести полочку для ноги, оставить на нее ногу и пролезть дальше. Такого лазания в Европе, на Кавказе, везде, где я была, просто нет.

Меня часто спрашивают, как можно полюбить страну, где девяносто процентов территории — это пустыня? Что там может понравиться туристам?

Думаю, Вади Рам понравится любому любителю приключений. Не обязательно залезать на сами вершины, есть достаточно интересные простые прогулочные пешеходные маршруты, треккинг через каньоны, где не нужны верёвки и скалолазное снаряжение. Люди, которые живут в Вади Раме — их называют бедуинами, — знакомили нас с местной культурой, и это тоже было очень интересно. Мне кажется, что обычному туристу будет интересна и Петра, и Вади Рам, и Мёртвое море, и тот небольшой кусочек Красного моря, который есть в Иордании. Красное море — это одно из самых лучших мест для ныряния, для того, чтобы посмотреть водный мир. Как минимум на неделю там можно найти, чем позаниматься.

На велосипедах из Аммана в Петру

Четвёртое самостоятельное путешествие по Иордании мы совершили на велосипедах. Одна из авиакомпаний запустила дешёвое направление Вильнюс — Амман, и такую возможность не хотелось упускать. В компании с Ириной Морозовой, такой же искательницей приключений, и ее дочерью, мы проехали #веломаршрут через полстраны. И хоть Иордания не очень большая, это расстояние всё-таки солидное.

Конечно, Иордания арабская страна, и женщинам не советуют даже выходить из гостиницы без сопровождения мужчины, но мы вышли… и не только вышли, но и самостоятельно путешествовали на велосипеде.

Если хочется познакомиться со страной, с её жителями, то велосипед – оптимальный способ передвижения.

Пешком – слишком медленно, а на велосипеде можно преодолевать достаточно большие расстояния за короткое время. Машина, напротив, слишком быстрая. Ты сел в свою коробочку, куда-то доехал, а страну «почувствовать» не получается.

В таком «открытом» самостоятельном путешествии можно увидеть то, что проходит мимо тех, кто спрятался в «коробочках» машин и автобусов.

Только во время своего четвертого путешествия по Иордании я узнала, насколько много в ней собак. Там есть пастухи, которые пасут овец и коз, и видимо, каждый уважающий себя пастух должен иметь несколько собак, которые охраняют стадо. И даже если мы проезжаем метрах в двухстах от этого стада, то каждая уважающая себя собака должна спасать это стадо. Они бросались на нас и вели себя достаточно агрессивно, но постепенно мы научились с ними справляться. Они, видимо, боятся, когда их бьют, поэтому я просто поднимала руку, делая вид, что в ней камень. Думаю, они достаточно хорошо знали этот жест, потому что в этот момент боялись и отступали.

Сначала мы думали, что страшно встретить две-три собаки, потом привыкли к таким встречам. В один момент, когда ехали на велосипедах на перевал на участке дороги между Мертвым морем и Эт-Тафи́лой, был очень длинный подъём с общим набором высоты около 2000 м, который мы просто не смогли бы преодолеть на велосипеде с велосумками за один день. На всей дороге посреди этого подъёма одно-единственно кафе. И я говорю Ирине, мол, читала в описаниях, что рядом с этим кафе кто-то разводит собак, и что там их двести-триста. Она говорит: «Ну нет, это, думаю, ошибки перевода в гугле, наверное двести-триста овец, а не собак». Но когда мы начали приближаться, оказалось, что гугл не ошибается. Я бы не поверила, если бы не увидела сама, но там действительно оказалась огромная стая собак – их не одна сотня. Мы так и не поняли, зачем держат такую стаю и разводят, как вообще кормят. Потому что на двести-триста собак надо фуру корма на месяц. На подножном корме они не выживут.

Мы ночевали в палатке около кафе, собаки не давали спать всю ночь, пытались украсть и разорвать кроссовки… Не удавалось выйти ночью из палатки, но они даже пытались прорваться к нам в палатку. Собаки следовали за своим вожаком, которого мы назвали Мастер собак, когда он пришёл в гости к хозяевам кафе. С Мастером собак пришло очень много псов. После того, как он ушёл, мы всю ночь слышали собачий лай метрах в двухстах от нас. Не знаю, спали они там, не спали, но лаяли всю ночь. С утра хозяин кафе, который нас приютил, провёл нас через эту стаю, чтобы мы не сильно боялись.

Мне кажется, все эти собаки боятся, когда ты начинаешь проявлять какую-то силу. Хотя против двухсот собак ничего не сделаешь, проявляй, не проявляй.

Насколько Иордания безопасна, комфортно ли путешествовать?

В Иордании спокойно. Года два назад прошло пару терактов, причём один довольно-таки небольшой, но многие туристы опасаются ехать. Если взять какую-нибудь европейскую страну или Шри-Ланку, куда те же самые туристы ездят пачками, там зачастую терактов больше. За всё время, проведенное в самостоятельных путешествиях по Иордании, без гидов и сопровождающих, мы не встретили ни одного агрессивно настроенного иорданца, все относились к нам очень доброжелательно. Даже во время велотура, несмотря на то, что нас было три женщины на велосипедах.

Один раз сложилась ситуация, когда мы поняли, что палатку укромно поставить не получится. Ехали вдоль Мертвого моря, и не видели удобного укромного места. Солнце начало садиться, единственным решением стало — подъехать к пастуху и спросить, можем ли мы поставить палатку неподалёку. Он сказал: да-да, конечно, без проблем. Когда наступила полная темнота, какой-то другой пастух пришёл с огромной лампой, с аккумулятором, поставил эту лампу и ушёл.

«Наш» пастух с утра нас поприветствовал, принёс чай, всё это с улыбкой, доброжелательно.

Так что у меня только хорошие, добрые воспоминания об иорданцах.

Это не совсем относится к туристическим местам. Например, как только приближаешься, к Петре, там постоянно пытаются обмануть и взять больше денег, чем это стоит. Поскольку мы путешествуем по Иордани уже давно. и знаем цены, то сразу говорим: «Нет, это столько не стоит, мы вам заплатим вот столько». И всё. И они довольны.

Когда ехать в Иорданию?

Для своих путешествий я каждый раз выбирала относительно нежаркие месяцы – ноябрь, декабрь, январь, февраль и март, и там было примерно пятнадцать градусов, иногда двадцать-двадцать пять. В феврале, когда заехали на плато, которое находится выше тысячи метров, нам «повезло». Был единственный день в году, когда выпал снег, и конечно, это был день как раз перед тем, как мы туда заехали. Мы-то приехали увидеть солнце и позагорать, а увидели такой родной нам снег. Не скажу, что обрадовались снегу, даже подмёрзли, так как не готовились к настолько холодной погоде. День, когда мы ехали вдоль Мёртвого моря, у нас был самый тёплый, поэтому он запомнился. Но в Иорданию достаточно комфортно ехать с октября по апрель.

Еда в Иордании

Для туристов в Иордании готовят вкусно. Когда мы, например, были в Вади Раме, там иногда готовили местные повара. Во время велотура попали в кемпинг, где тоже готовили блюда местной кухни для туристов. Это было действительно вкусно. Но сами иорданцы, похоже, вообще не заморачиваются насчёт еды. Единственное, что у них можно найти в маленьких городках — это кебаб, курицу, хумус и фалафель, который дают к хумусу. Если изредка есть хумус и фалафель, то вроде как и ничего, но когда приходится каждый день ими завтракать, то надоедает. Также, как и сухая курица. В общем, сами иорданцы в еде непритязательны.

Отправляясь в #велопутешествие, мы взяли с собой газовую горелку и несколько переходников для неё на разные газовые балоны, но в Мадабе, достаточно большом для Иордании городе, не удалось найти газовые баллоны ни одного вида. Местные жители и продавцы разводили руками, говорили про какую-то газовую машину, которая развозит газ. Поэтому нашей единственной возможностью стали местные закусочные, которые встречались по пути хорошо если раз в день. Мы кушали на месте и иногда брали еду с собой – курицу, хумус, фалафель.

Можно было насобирать колючек и развести маленький огонь, но не было такого желания, всё-таки это занимает время, а мы знали, что через час-два-три доедем докуда-то и попьём там чай, кофе. Зачастую это уже было не утро, а обед, но что поделать.

Немного скрашивали надоевший хумус и курицу помидоры, которые мы ели в больших количества, так как они еще и восполняли потерю жидкости.

Помидоры в Иордании дешевые и вкусные. Иорданцы продают их за копейки, пятьдесят-семьдесят евро-центов за килограмм. Я думаю, они вкусные потому, что никакой химии не используется. Они растут под солнцем, в них ничего нет, и поэтому они вкусные. Натуральные.

Нас, бывало, просто угощали этими помидорами. Однажды, пока кружили по деревням в поисках местной хумусной, оказались почти посередине помидорного поля, их можно было бы собирать прямо с дороги, они там были целые и хорошие.

Амман

Только столица Иордании, Амман, прошла мимо нас. Мы его так и не посмотрели. Но, мне кажется, Иордания — это не столица Амман, а природные жемчужины, которыми богата эта страна.

Разрабатывая маршрут путешествия на велосипеде, мы планировали из Петры вернуться в #Амман на автобусе, переночевать и по пути в аэропорт проехать через основные достопримечательности в центре столицы – цитадель Аммана, Храм Геркулеса, Амманский театр. Но когда приехали, оказалось, что Амман – мегаполис с бешеным трафиком и множеством многоуровневых развязок и туннелей. Передвигаться на велосипедах вообще не хотелось. Хозяин наших апартаментов Arabian Suites мистер Раджай просто вышел на дорогу, поймал грузовик и попросил, чтобы нас довезли до аэропорта. Он говорит: «Тут так это работает». У него это заняло пятнадцать минут. Это было интересно – просто выходишь на дорогу, ловишь грузовик, и он соглашается потратить час-полтора своего времени, чтобы довезти тебя до аэропорта.

С такими интересными приключениями можно встретиться, отправившись не по турпутевке, а в самостоятельное путешествие. Интересно? Вы можете заказать дизайн самостоятельного маршрута по Иордании у travel-дизайнера Ирины Морозовой, которая также побывала в Иордании четыре раза и именно она занималась организацией трех фестивалей в Вади Раме и планированием нашего веломаршрута.

Просмотров: 0
Обо мне

Ирина Морозова — Travel Дизайнер.
С 2001 года организовывает уникальные, самостоятельные и авторские путешествия по всему миру.
Автор художественной книги «Останови мгновенье» о горах, жизни, творчестве.